В подростковом возрасте происходят активные гормональные изменения, половое развитие, перестройка эндокринной системы, которые выражаются в специфических проблемах полости рта. Условно существует специальное направление – подростковая стоматология.
Особенность подростковой стоматологии заключается в лечении, с одной стороны, постоянных, с другой – еще не сформированных зубов, имеющих некоторые отличия от зубов взрослого человека. Только со временем, во взрослом возрасте, происходит окончательное формирование всех частей Очень важно, не ругать подростка, если он боится лечить зубы. Это не капризы. Из-за особенностей гормонального обмена на подростков иногда не действует местная анестезия. Незрелая нервная система склонна к фобиям.
Дискомфорт, эмоции, страх
Ребенок в любом возрасте не способен выносить боль. Ему недостает воли и осознанных мотивов терпеть столь сильный дискомфорт. В любом возрасте дети ищут доказательства своей безопасности.
Подросток продолжает искать доказательства безопасности в окружающем мире, что нередко приносит ему разочарование. Он хотел бы, чтобы родители по-прежнему, его любили и заботились о нем просто потому, что он есть. Однако их любовь нужно заслужить, нужно хорошо вести себя, хорошо учиться. Родители стали дозировать свои истинные чувства, поскольку считают, что ребенок уже большой и в сантиментах не нуждается. Подросток хотел бы, чтобы учителя ценили его самостоятельность, оригинальность. Но они черствы, демонстрируют конвейерный стиль отношений, ребенок для них — объект обучения и воспитания. Такая тактика поведения взрослых подрывает доверие детей к ним. Поэтому нередко окружающий мир кажется подростку враждебным. А тут еще стоматолог со своим интересом: «нужно лечить зубы».
Если ожидания и ощущения доставляют неудобства, то возникают защитные реакции. Самосознание подростка уже исключает такие «старые» механизмы защиты ребенка младшего возраста, как капризы и плач, а новые, механизмы защиты еще находятся в зачаточном состоянии.
Дефицит внутренних психических ресурсов на стоматологическом приеме проявляется в сопротивлении старшим, цинизме, то есть в отрицании порядка, авторитетов, моральных норм, требований дисциплины. В ситуации стресса подросток реагирует «по-детски»: упрямится, грубит, сопротивляется действиям врача.
Причины негативного поведения подростка на приеме у стоматолога
Негативное поведение ребенка в стоматологическом кресле может быть обусловлено не только тревогой, боязнью или страхом перед предстоящим лечением.
1. Плохое здоровье. Если ребенок страдает каким-либо соматическим заболеванием, это, естественно, влияет на его поведение. Ребенок ослаблен, на все чувствительно реагирует и, как правило, тревожен.
2. Усталость ребенка. По данным исследований, более 35% врачей в качестве фактора, влияющего на поведение подростка во время лечения, указывают его усталость. Проявления усталости различны: дети становятся вялыми, капризными, сонливыми, агрессивными.
3. Функциональный дисбаланс систем организма. Скачок в развитии детей сопровождается бурным ростом тела, увеличением внутренних органов. В возрасте 12—14 лет дети заметно становятся выше, вытягиваются вверх. Родители обычно фиксируют этот факт в конце летнего отдыха. Внутренние органы не успевают измениться по величине вслед за ростом тела. Дети порой испытывают ничем не объяснимые внутренние боли. В кабинете у стоматолога ребенок может обостренно почувствовать дискомфорт, а взрослые могут подумать, что причина тому — лечение, проводимое в полости рта.
Визит к стоматологу – обычное дело!
Чем категорически родители настаивают на необходимости посещения стоматолога, чем чаще в их словах проскальзывают намеки на неприятность предстоящих процедур, чем дольше принимается решение пойти к доктору, тем отчетливее подросток понимает, что на него воздействуют принуждением.
Устранить впечатление насильственного посещения стоматолога можно только в том случае, если визит к доктору преподносится как обычное дело. Еще проще объяснять надобность показаться доктору, когда зубы не беспокоят и когда ребенок приучен ухаживать за полостью рта. Достаточно сказать сыну или дочери: «Сходим к доктору и покажем зубки, и узнаем все ли у тебя в порядке».
Если первый визит к стоматологу обусловлен острой болью, то посещение врача дети, в отличие от взрослых, воспринимают как продолжение своих мук. Взрослые при всем негативном отношении к стоматологам видят в них спасителей от боли. Ребенку же, необходимо разъяснить, что не доктор причиняет боль, а лечит и спасает УЖЕ больной зуб.
Слова-триггеры
Тревогу, боязнь и страх, возникающий перед лечением или в процессе лечения, может вызвать взрослый своими словами или действиями.
Слова, фразы, предметы, наводящие мысль ребенка на что-то неприятное и опасное, являются триггерами. Триггер (от англ. «спусковой крючок») — слово, фраза, предмет окружающей среды — все, что ассоциируется с неприятными ощущениями или является их предвестником.
нежелательно произносить перед приемом у стоматолога фразы, содержащие ключевое слово «боль» или его варианты: «больно не будет», «это не больно», «чтобы не было больно, доктор….»;
слово «терпеть» - не несет в себе абсолютно никакого успокоительного воздействия и настроя на лечение. Если регулярно взрослый произносит это слово, подросток находится в режиме «ожидания боли», что нередко приводит к тому, что даже не позволяет доктору прикоснуться к зубу;
слово «сверлить» - это слово находится вообще под запретом, никому не захочется, чтобы что-то «сверлили или рассверливали» в полости рта. Допустимо объяснять ребенку действия доктора, что доктор будет «чистить зуб».
Необходимо очень тщательно отбирать слова и аргументы, обращенные к детям, чтобы избежать непроизвольного внушения болевых ощущений, боязни и страха.
Сопротивление старшим
Нежелание лечиться у стоматолога может быть частью защитного механизма в поведении многих подростков, то есть нигилизма, отрицания роли старших и сопротивления родителям, учителям, врачам и т. д. Нужно принять подростка таким, какой он есть в сложном периоде своего развития. Вы терпеливы, спокойны, ваш голос не выдает раздражения — для подростка это сигнал того, что он понят и принят в своем естестве.
Страх перед стоматологом и лечением полости рта часто формируется под влиянием родных и близких. Этот факт многократно подтвержден научными данными и практическим опытом медперсонала. Механизмы внушенной стоматофобии известны. Либо родные, желая помочь ребенку справиться с ожиданием неприятного, невольно используют триггеры типа «не бойся», «страшно (больно) не будет». Либо в присутствии детей они когда-то воспроизводили картинки и пережитые состояния на тему «как было больно у стоматолога». Либо озвучивали свой негативный стоматологический опыт в духе «как я не люблю стоматологов».
Никогда не ругайте ребенка любого возраста публично!
Чем старше ребенок, тем чувствительнее он воспринимает критику в свой адрес. С возрастом защитная реакция переживается больше внутренне: подросток замыкается, обижается, чувствует себя подавленным, униженным. Чем старше ребенок, тем отчетливее он переживает критику на уровне самосознания, воспринимает критику как принижение чувства собственного достоинства.
Бывает, родители присоединяются к критике стоматолога в адрес ребенка: «Слушайся доктора», «Я тебя накажу за то, что не даешь лечить». В подобных случаях сопротивление лечению может усиливаться, а страдания ребенка могут еще больше травмировать его психику.
Визиты подростка к стоматологу.
Если подросток будет регулярно посещать стоматолога каждые 6 или 12 месяцев с целью профилактики заболеваний полости рта (осмотр, профилактическая гигиена, реминерализирующая терапия) это позволит предотвратить болезни десен и другие поражения зубов или обнаружить вовремя кариес в его начальной форме.